|
Транспортные самолёты |
Классификация авиатехники |
|
Геометрические данные |
ЛТХ Як-40 |
Лётные ограничения |
Весовые ограничения |
Прочие ограничения |
Як-40 был разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева. Первый полёт самолёта Як-40 состоялся 21 октября 1966 года. Командир экипажа - летчик-испытатель Арсений Леонидович Колосов Самолёт предназначен для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. |
|
Як-40 - пассажирский реактивный самолёт-моноплан с низкорасположенным трапецивидным крылом, однокилевым Т-образным горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехколесным шасси с носовой опорой. Имеет три турбореактивных двигателя АИ-25, два из которых установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, а третий - внутри хвостовой части фюзеляжа. Геометрические очертания крыла образованы набором ламинизированных двояковыпуклых профилей с различной относительной толщиной и кривизной. Для корневых профилей применяются профили типа С-9-С, симметричные с относительной толщиной 1-й нервюры с = 15%, остальные профили тоже близкие к симметричным типа КВ-4 с относительной толщиной с = 13,9% профиля нервюры № 15 и с уменьшающейся относительной толщиной до 10% для нервюры № 34. На горизонтальном оперении установлен симметричный профиль NACA с относительной толщиной 10%. Управляемый в полёте стабилизатор отклоняется вверх на +3°, вниз на -6°. Угол установки стбилизатора отсчитывается от линии, параллельной СГФ. Управление перестановкой стабилизатора электрогидравлическое. Управление рулём высоты осуществляется с помощью штурвальных колонок управления. При полном отклонении колонки от нейтрального положения на себя и от себя на 11°30' руль высоты отклоняется на 25° вверх и вниз. В систему управления рулём высоты установлена загрузочная пружина, которая при отклонении колонки штурвала от себя более чем на 3° загружает штурвал и создаёт шарнирный момент,зависящий от силы натяжения пружины. При этом пилот непрерывно ощущает рост давящих усилий. Пружина начинает загружать штурвал при при отклонении руля высоты вниз на 7° и полностью обжимается при отклонённом руле высоты вниз на 11°. Давящие усилия на штурвал составляют 7 ... 32 кгс. Управление элеронами осуществляется штурвалами, установленных на колонках управления. При вращении штурвала по часовой стрелке и против неё на 85° от нейтрального положения элероны отклоняются на 19° вверх и 15° вниз. Управление рулём направления осуществляется с помощью навесных педалей параллелограммного типа, регулируемых под рост пилота в диапазоне ±100 мм. Регулировка осуществляется рукояткой, установленной на полу кабины. Шасси самолёта - трёхопорное, убираемое в полёте с управляемым носовым колесом. Управление поворотом переднего колеса осуществляется от основной гидравлической системы. Основные колёса снабжены дисковыми тормозами. Управление тормозами основных колёс осуществляется с помощью гидравлической системы двумя механизмами торможения, установленных на каждой педали. Ход тормозной педали до полного торможения равен 48 мм, что соответствует давлению жидкости в узлах затормаживания тормозных механизмов 100 кгс/см. Размеры колёс и применение пневматиков низкого давления обеспечивает возможность эксплуатации самолёта с грунтовых аэродромов с прочностью грунта не ниже 6,5 кгс/см Для предотвращения уборки шасси на стоянке предусмотрена электрическая блокировка, осуществляемая концевым выключателем,установленным на правой основной опоре шасси. На стоянке амортизатор обжат и концевой выключатель разрывает электрическую цепь управления краном шасси. В кабине экипажа установлены два регулируемых по высоте кресла. В проходе в кабину экипажа между отсеками оборудования предусмотрена установка дополнительного откидного сидения для бортмеханика. В пассажирском салоне установлено 32 кресла в 8 рядов. Длина салона - 6,2 м, высота по проходу 1,85 м. На передней стенке багажного отсека, у левого борта, расположено откидное сидеье бортпроводника. Вдоль салона по правому и левому бортам расположены полки для ручного багажа. В отсеке подсодбных помещений справа расположен багажник и туалет, слева гардероб и буфет. На случай аварийной посадки самолёта на воду предусмотрены спасательные жилеты для каждого члена экипажа и пассажира. Для оказания первой медицинской помощи на борту установлены две аптечки: одна - в кабине экипажа, другая - в багажнике. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивает выполнение полёта в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью. |
|